Антигравийная пленка: винил или полиуретан
Ничто не раздражает владельца автомобиля, как повреждения на лакокрасочном покрытии, появления которых не удастся избежать даже самому осторожному водителю. Покраска — кропотливая и дорогостоящая услуга, которая, ко всему прочему, удешевляет стоимость автомобиля.
С появлением такого продукта, как антигравийная пленка, проблема защиты лакокрасочного покрытия нашла решение. Оклейка автомобиля прозрачной пленкой позволяет сохранить его первозданный вид, защитить от сколов, царапин и мелких ДТП. Однако популяризация автомобильных пленок привела к большой путанице в понятии "антигравийная пленка", когда под это определение стали попадать абсолютно разные по своему назначению продукты. Есть два основных вида пленок, которые чаще всего называют антигравийной — это полиуретановая пленка и виниловая пленка. В этой статье мы попытаемся ответить на вопрос, какую защитную пленку выбрать — винил или полиуретан.
Виниловая пленка (автовинил) изготовлена из синтетического материала на основе поливинилхлорида (ПВХ). Толщина таких пленок варьирует от 50 до 100 микрон. В свою очередь виниловая пленка подразделяются на каландированную и литую. Каландрированная пленка раскатывается до нужной толщины валиками (каландрами). Эта пленка как правило китайского производства со всеми вытекающими для качества последствиями: доставляет массу трудностей в поклейке, поскольку любое растяжение может вызвать обратную реакцию. Литая виниловая пленка производится выливанием на поверхность раствора, который впоследствии застывает. Такие пленки не дают усадки. По этой технологии изготовлены качественные виниловые пленки 3M, KPMF, Oracal и др. Купить виниловую пленку можно в очень широкой цветовой гамме и с различными эффектами — матовая, под карбон, шлифованный алюминий и др., что оставляет большое пространство для фантазии в применении винила для автостайлинга.
Полиуретановая автомобильная пленка специально разработа для защиты лакокрасочного покрытия автомобиля. Она сделана из прочного полиуретана толщиной 215 микрон (вдвое больше, чем у виниловой пленки), который благодаря своей прочности и эластичности поглощает удары дорожного гравия, последствия "притирок" на парковке и даже следы мелких ДТП. Антигравийная полиуретановая пленка полностью прозрачная и повторяет глянец лакокрасочного покрытия автомобиля. Для автомобилей с матовым финишем существует специальная матовая антигравийная пленка 3M Ventureshield Matte, которая позволит сохранить этот эффект.
Какая защитная пленка для автомобиля лучше — виниловая или полиуретановая?
Мы оставим в стороне декоративную составляющую автовинила и будем сравнивать исключительно защитные свойства двух пленок.
1. Надежность. Благодаря своей толщине виниловая пленка дает некоторую защиту лакокрасочному покрытию по сравнению с тем, если бы оно не было оклеено вовсе. Но винил не обладает такой высокой прочностью, как полиуретан, и при высоком растяжении или ударе виниловая пленка попросту рвется. Спасти виниловая пленка может разве что от веток, песка, неаккуратной мойки. Довольно неплохо виниловая пленка смотрится на крыше автомобиля. Выдержать удар гравия, вылетающего из-под колес автомобиля, который двигается на высокой скорости, она не способна.
Полиуретановая пленка, напротив, создана для защиты лакокрасочного покрытия от сколов и царапин, поэтому эффективно гасит удары дорожного гравия, оставаясь целой и невредимой. Следует также отметить низкую эластичность виниловой пленки, которая не может самовосстанавливаться после натяжения. Полиуретан отличается высокой эластичностью, что позволяет оклеить любую деталь автомобиля, будь то бампер, зеркало, крылья и др. В качестве доказательства эффективности полиуретановой защитной пленки предлагаем следующие фото. При мелком ДТП пленка приняла удар на себя, оставив лакокрасочное покрытие автомобиля Lexus GX460 невредимым:
2. Ультрафиолет. Полиуретановая пленка полностью пропускает ультрафиолетовые лучи, а виниловая пленка нет. С винилом это приводит к тому, что лакокрасочное покрытие на оклеенных и неоклеенных деталях автомобиля выгорает неравномерно. Чтобы цвет кузова оставался одинаковым, виниловую пленку следует удалить после 2-3 лет эксплуатации. Что касается полиуретановой пленки, то однородность цвета кузова сохраняется даже после 10 лет эксплуатации пленки.
3. Долговечность. Полиуретановая пленка устанавливается на весь срок службы автомобиля и не требует переустановки. Срок эксплуатации виниловой пленки не превышает 2-3 года. Поскольку винил не пропускает ультрафиолет, молекулы в структуре пленки теряют соединение. Пленка постепенно саморазрушается, рассыхается и растрескивается, превращаясь в неснимаемое покрытие. При превышении срока эксплуатации виниловой пленки ее удаление представляет непосильную задачу, потому что она срывается мелкими кусочками, оставляя на кузове следы клея. Удалить остатки клея, не повредив лакокрасочное покрытие, также проблематично. Чтобы не быть голослосными, ниже фото автомобиля, с которого нас попросили удалить винил после 3 лет эксплуатации:
Как видим, пленка оказалась неэффективной в защите кузова автомобиля от повреждений, с трудом удаляется, оставляя на поверхности клей.
Полиуретановая антигравийная пленка при необходимости может быть удалена самостоятельно владельцем автомобиля одним пластом, абсолютно не оставляя следов клея на поверхности.
4. Внешний вид. Виниловая пленка не всегда отличается хорошим глянцем, иногда уходит в "матовость". Со временем начинает мутнеть, а на автомобилях белого цвета приобретает желтый оттенок. Полиуретановая пленка подразделяется в свою очередь на однослойные и двухслойные, которые имеют верхний защитный слой. Однослойная полиуретановая пленка (3M Ventureshield) имеет ряд достоинств в глазах установщиков, но создает владельцам автомобилей черного и белого цвета проблемы с внешним видом.
Это связано с тем, что в течение летнего периода поверхность оклеенного пленкой автомобиля сильно нагревается под палящим солнцем, и попавшие на такую поверхность насекомые разъедают ее глянец. Только двухслойная пленка с инертным защитным покрытием способна противостоять такому воздействию. Полиуретан имеет микроскопические поры, в которые может набиваться пыль, и на белом автомобиле такая пленка может иметь желтоватый оттенок. Поэтому для белых автомобилей мы также рекомендуем устанавливать только двухслойные пленки. Один из лучших вариантов для нанесения на автомобиль белого цвета — пленка Clearshield (SolarGard, США). Как антигравийная пленка выглядит на белом автомобиле, можно посмотреть в галерее работ AvesAuto. На автомобили других цветов подходят стандартные однослойные либо двухслойные пленки, которые подбираются в зависимости от сложности и изогнутости защищаемой поверхности. Антигравийная полиуретановая пленка практически незаметна на автомобиле.
5. Цена. Оклейка автомобиля виниловой пленкой стоит гораздо дешевле, чем полиуретановой. Цена полной оклейки автомобиля винилом — примерно 800$ в зависимости от размера автомобиля. Оклейка автомобиля целиком полиуретановой пленкой — в среднем 2000$. Однако не стоит забывать, что, если цель оклейки — не стайлинг, а защита автомобиля, то: а) винил с этой задачей не справляется из-за своей малой толщины; б) винил нуждается в переустановке через несколько лет эксплуатации. В силу этих факторов цена оклейки виниловой пленкой уже не кажется такой привлекательной.
Стоимость оклейки автомобиля полиуретановой пленкой низкой не назовешь, но нужно помнить, что это делается один раз на весь срок службы "железного коня". Кроме того, есть несколько вариантов оклейки автомобиля — от наиболее уязвимых элементов (бампер, пороги, полочка заднего бампера, зона под ручками) до полного бронирования пленкой. С учетом того, что защита антигравийной пленкой — это экономия на покраске и инвестиция в сохранение внешнего вида автомобиля (и как следствие — поддержание его рыночной стоимости), цена данной услуги полностью себя оправдывает. Автомобиль с родным лакокрасочным покрытием дольше служит и дороже ценится.
Виниловая и полиуретановая автомобильная пленка — сравнение
|
Антигравийная полиуретановая пленка |
Виниловая пленка |
Защитные свойства |
Самая надежная пленка в защите лакокрасочного покрытия от гравия, щебня, песка. Высокая прочность пленки позволяет эффективно поглощать удары по кузову и препятствовать образованию сколов и царапин. |
Дает защиту только от мелких повреждений. Из-за своей малой толщины не выдерживает удары дорожного гравия. Рвется и рассекается при малейшей нагрузке. |
Производители |
Ввиду сложности технологии производства изготавливается американскими лидерами в области автомобильных пленок — 3M, SunTek, SolarGard. |
Производится на множестве заводов от именитых (3M, KPMF) до безызвестных. |
Физические свойства |
Толщина 215 микрон, большая прочность и эластичность, способность |
Толщина от 50 до 100 микрон. Напоминает по структуре пластик. Меняет форму исключительно при нагревании, легко рвется и режется. |
Внешний вид |
Невидима на кузове, не мутнеет и не желтеет. Отсутствует шагрень. Имеет глянец, сравнимый с родным лакокрасочным покрытием или матовый финиш. Устойчивость к дорожным реагентам, кислотам и щелочам. |
Заметна на кузове. Не отличается хорошим глянцем. Через 1 год после установки начинает мутнеть. Имеет шагрень. Вбирает в себя грязь и портится от химических реагентов. |
Ультрафиолет |
Полностью пропускает ультрафиолет, делая выгорание кузова равномерным на оклеенных и неокленных элементах. |
Не пропускает ультрафиолет, защищает лакокрасочное покрытие кузова от выгорания. При удалении пленки возможно различие в цвете между элементами кузова. |
Срок службы |
Весь срок службы автомобиля. |
2-3 года, после чего превращается в неснимаемое покрытие. |
Цена |
Полная оклейка автомобиля — приблизительно 2000$ в зависимости от его размера. Возможны варианты частичной оклейки наиболее подверженных сколам элементов. |
Полная оклейка автомобиля качественным винилом стоит обойдется примерно 800$. Ввиду того, что пленка не пропускает ультрафиолет, желательна полная ламинация, которая позволит сохранить однородность цвета. |
Установка |
Требует от установщика определенной квалификации и тщательной просушки, особенно в холодное время года. |
Менее требовательна в установке, быстро схватывается и не требует времени на просушку. Оклейка занимает меньше времени. |
Удаление |
При необходимости может быть с легкостью удалена владельцем автомобиля самостоятельно без малейших следов клея на кузове. |
Обязательно должен соблюдаться срок эксплуатации, иначе снять пленку становится проблематично. Оставляет на кузове следы клея, для удаления которых требуется дорогостоящая механическая полировка с риском повредить покрытие. |
Полировка |
Может полироваться в несколько раз чаще, чем не защищенный пленкой автомобиль. Возникшие царапины удаляются полировкой |
Полировка помогает только в случае очень незначительных царапин. |
Воздействие температуры |
Выдерживает любые температурные колебания. |
При низкой температуре возможно растрескивание. |
Перепродажа |
Качественный аксессуар, который поднимает автомобиль в цене. |
Аксессуар, который при перепродаже лучше демонтировать. |
Выводы:
Ответ на вопрос, какая защитная пленка для автомобиля эффективнее — виниловая или полиуретановая — напрашивается сам по себе. Если говорить о соответствии защитной пленки определению "антигравийная = "против гравия", то становится очевидным, что виниловую пленку так называть некорректно. В плане защитных свойств виниловая пленка никак себя не оправдывает. Единственная пленка, которая действительно способна защитить лакокрасочное покрытие автомобиля от сколов и царапин и сохранить его кузов в состоянии нового — это полиуретановая.В завершение небольшой тест, который мы в свое время проводили между полиуретановой и виниловой пленками: